Словарь профессиональных терминов

ВРЗ – вагоноремонтный завод

ВЧД – вагонное депо, начальник вагонного депо

ВЧДР – заместитель начальника вагонного депо по ремонту

ВЧДЭ – заместитель начальника вагонного депо по эксплуатации

ГВЦ – главный вычислительный центр МПС РФ

ДР – деповской ремонт

ДС – начальник станции

ДСЗ – заместитель начальника станции

КР – капитальный ремонт

НОНК – это новые оси новые колёса - составляющие колёсной пары

СОНК – это старые оси новые колёса - составляющие колёсной пары

ТР – текущий ремонт

 

Боковые рамы – один из основных конструктивных элементов каркаса тележки 18-100 и служит для передачи нагрузки на оси тележки через буксовый узел. В средней части имеет проем для рессорного подвешивания, на концах - буксовый проем. Она объединяет в единую систему колесные пары с буксовыми узлами, рессорное подвешивание, надрессорную балку и навесное тормозное оборудование. Изготавливается методом литья, с дополнительной механической обработкой и клепкой износостойких пластин. Поставляется по двум видам чертежа - 100.00.020-3сб и 100.00.020-4сб.

 

Думпкары – грузовой вагон для перевозки и автоматизированной выгрузки вскрышных пород, угольно-рудных грузов, грунта, песка, щебня и других подобных грузов.

 

Колёсные пары – колёсная пара вагонной тележки воспринимает нагрузку от вагона и служит для направления движения вагона по рельсам. Колёсная пара состоит из цельнокатаных колёс, напрессованных на ось. На наружные концы оси через буксы и рессоры опирается рама тележки.

 

Надрессорные балки – одна из основных деталей каркаса тележки модели 18-100. Это несущий элемент тележки, выполненный в виде пустотелой литой балки, опирающийся на рессорные комплекты, и снабженной подпятником (опорное соединение) со шкворнем (стержень - предохранитель саморазборки) и скользунами, что обеспечивает перераспределение нагрузок от кузова вагона на рессорные комплекты. Назначенный срок службы каркаса тележки до списания балки надрессорной – 30 лет. Назначенный срок службы до первого деповского ремонта – 2 года, до первого капитального ремонта – 8 лет. Установленная наработка на отказ – не менее 2 лет.

 

Платформы (фр. plateforme, от plat — плоский и forme — форма) — грузовой вагон открытого типа, предназначенный для перевозки длинномерных, штучных грузов, контейнеров и оборудования, не требующих защиты от атмосферных воздействий.

 

Поглощающий аппарат — компонент автосцепного устройства, служащий для поглощения (демпфирования) основной части энергии удара, а также для снижения продольных растягивающих и сжимающих усилий, передающихся через автосцепку на раму рельсового подвижного состава (вагон, локомотив). Конструктивно выполняет функцию буферов, но размещён внутри рамы. Усилия от автосцепки передаются через специальный тяговый хомут, благодаря которому поглощающий аппарат постоянно работает на сжатие.

 

Полувагон – железнодорожный грузовой открытый без крыши вагон с высокими бортами, предназначенный для перевозки навалочных грузов (руда, уголь, флюсы, лесоматериалы и т. п.), контейнеров прочих грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков.

 

Тележка – основной элемент ходовой части вагона, представляет собой поворотное устройство, на которое опирается кузов вагона. Основное преимущество вагонной тележки – малая жёсткая колёсная база, что обеспечивает вписывание в кривые малого радиуса.

 

Хопперы (англ. hopper, буквально— прыгун, от англ. hop — прыгать, подпрыгивать) – саморазгружающийся бункерный грузовой вагон для перевозки массовых сыпучих грузов: угля, руды, цемента, зерна, балласта. Кузов имеет форму воронки, в нижней части расположены люки, через которые груз высыпается при разгрузке под действием силы тяжести, что способствует быстрой разгрузке.

 

Цистерны – вид подвижного состава железных дорог. Цистерны предназначены для перевозки жидкостей: нефти и продуктов её переработки, химически-активных и агрессивных жидких веществ (кислоты, щёлочи и др. сложные вещества), сжиженного газа (пропан-бутан, кислород), воды, молока (молоковоз), патоки. Вагоны-цистерны используются также для перевозки муки (муковоз) и цемента.

 

Экипажная Часть Вагона – рама вагона, автосцепное устройство, тормозное оборудование, тележки и колесные пары.